ПРОЕКТЫ |
Гостевой дом в деревне Колгостров
Проблема органичного соединения архитектуры и культурного ландшафта актуальна для всех относительно небольших поселений. С одной стороны, ландшафт является фоном для архитектурных произведений, но с другой стороны, этот фон порой настолько велик, что сам становится доминирующим. В любом случае культурный ландшафт или просто природное окружение, сочетаясь со зданиями и сооружениями, предъявляет к их архитектуре особые требования.
Традиционная деревянная архитектура прекрасно сочеталась с природой, создавая удивительно красивые образы. В настоящее время исторических построек становится все меньше. На смену им приходят новые здания, многие из которых по архитектуре не сочетаются, ни с историческими постройками, ни с ландшафтом, который сейчас тоже во многом теряет свою окультуренность и деградирует.
Деревня Колгостров опустела к концу ХХ в. В ней осталась ветхая часовня и несколько полуразрушенных домов. Однако полностью исчезнуть ей не удалось благодаря тому, что в километре на соседнем острове располагается Ильинско-Водлозерская пустынь. Деревня стала использоваться как территория для подсобного хозяйства. Сначала возник балок, потом появились овцы, которые в значительной степени способствовали новому освоению и оживлению территории деревни. Была построена маленькая банька.
Безусловно, основным событием в возрождении деревни стала реставрация часовни Покрова Богородицы XVIII в., завершенная в 2014 г. Одновременно с началом работ по часовне на остров привезли сруб, состоящий из пяти ячеек, общей длиной около 29 м. Было сделано несколько вариантов эскизов, рождались и умирали разные идеи. В новом здании предполагалось разместить жилье для гостей или монастырскую трапезную. Были мысли поставить его целиком или разрезать на части. В итоге на Колгострове была поставлена часть сруба с тремя ячейками, а остаток был использован для жилья в самом монастыре.
Чтобы сруб не выглядел монотонно длинным, было решено сделать выступающую входную часть с мансардой. Внутри расположились жилые комнаты и общая кухня-столовая. По объемно-плановому решению гостевой дом принципиально отличается от традиционного крестьянского жилища. Сразу видно, что это новая постройка, и не имитация старого. Однако использование традиционного материала и переработка некоторых традиционных архитектурных приемов позволяет ей стилистически приблизиться к оставшимся старинным домам и часовне. Дом на Колгострове представляет собой попытку работы с традиционными приемами и формами не методом копирования, но интерпретации.
Нынешний облик деревни сильно отличается от исторического. Сократились поля, вместо прежней плотной застройки, оставшиеся дома стоят на удалении друг от друга. Маленькая часовня, раньше незаметная среди домов, сейчас оказалась одна на самом возвышенном и видном месте. Гостевой дом достаточно большой, но относительно часовни он стоит ниже по рельефу и композиционно ей подчиняется.
Существуют различные подходы к сохранению исторического облика поселений. Это копирование исторических образцов, сохранение масштаба застройки, повторение наиболее выразительных архитектурных признаков, использование традиционных строительных материалов. Буквальное копирование исторических образцов, признаться, создает ощущение искусственности. В жизни так не бывает, чтобы одинаково строили, допустим, в XVIII и в ХХI веке.
К тому же соседство копий с подлинными постройками умаляет значение и ценность последних, как бы отрицая их неповторимость. При более свободном внедрении объектов нового строительства в историческую застройку и культурный ландшафт, допускается разномасштабность, сочетающаяся с единством строительного материала или, наоборот, при сохранении единого масштаба использование возможно даже различных материалов. Разница старого и нового видится достаточно четко, но сохранение характерных особенностей способствует художественному и стилистическому единству застройки.