БИБЛИОТЕКА
Бодэ А.Б.
Новое строительство в исторических поселениях на отдельных примерах некоторых западно-европейских стран
Опубликовано:
Современная архитектура мира. Вып. 1. М. – СПб., 2011. С. 337-344.
Многие европейские малые города и поселения демонстрируют прекрасную сохранность своего исторического облика, несмотря на то, что их застройка включает немало новых элементов. Исторический облик поселений, как известно, складывается из совокупности планировки, характера застройки, ее масштаба и архитектуры. В настоящей статье рассматривается несколько примеров поселений, где современная застройка сочетается с исторической, и заостряется внимание на способах, с помощью которых достигается гармоничное соединение нового и старого.
В центре Альберобелло сохранилось очень много старинных «трулле». Местами они располагаются плотными скоплениями, занимающими почти весь квартал. Город стоит на пологих холмах, и с высших точек рельефа открываются очень выразительные виды, когда множество серых островерхих крыш контрастно сочетаются с белизной стен. Однако не все эти крыши относятся к историческим постройкам.
Наиболее запоминающейся характерной особенностью «трулле» являются покрытия. Именно они и воспроизводятся в архитектурных решениях новых зданий, которые в большом числе встречаются среди старинных построек. Современные дома отличаются правильными геометрическими очертаниями и высотой, которая иногда достигает двух и даже трех этажей. Стены окрашиваются в белый цвет, но над нехарактерным для традиционных построек парапетом возвышаются конусообразные покрытия, выполненные из того же материала и в той же технике, что и крыши настоящих «трулле». Новые здания обычно достаточно широкие и на их перекрытиях умещается от двух до шести конусов. Правда, по высоте они уступают старинным крышам. Бывает, что сохраняется только прием устройства покрытий, состоящих из небольших отдельных частей, тогда как сами формы преобразовываются в простые двухскатные крыши. Но кровли все равно остаются традиционными, сделанными из каменных плиток.
Колорит Альберобелло определяется главным образом массой бесконечно повторяющихся своеобразных архитектурных форм, а не индивидуальным решением каждой постройки. В принципе все «трулле» очень похожи друг на друга. Современные здания, внедряясь в историческую часть города, безусловно, несколько изменяют облик самих улиц. Однако в целом при восприятии городских видов и особенно панорам, новые включения благодаря своему цвету и устройству крыш словно растворяются в исторической среде, принципиально не изменяя ее характеристик.
Небольшое государство Андорра находится в Пиренеях на границе Испании и Франции. Поселения и небольшие города здесь теснятся в узких долинах по берегам горных речек. Основной планировочной образующей является дорога, вьющаяся вдоль реки в каждой долине. В некоторых поселениях, где сохранилась плотная историческая застройка, эта дорога-улица сохраняет свою средневековую узость и извилистость. Структура поселения развивается по направлениям поперечных улиц, если позволяет ширина долины, или вдоль улицы, зигзагообразно поднимающейся по склону.
Застройка исторических поселений Андорры характеризуется удивительной архитектурно-художественной цельностью, хранящей дух романской эпохи. Стили и направления, через которые прошло развитие архитектуры, как будто ее не коснулись. В основе архитектурных решений всех построек лежат простые прямоугольные объемы с двухскатным покрытием. Таковы жилые дома, хозяйственные строения, церкви. Стены сложены из необработанного природного камня, имеющего слоистую структуру, конструкции перекрытий и покрытий деревянные, кровли сделаны из сланца глубокого темно-серого цвета. Несмотря на простоту архитектуры внешний облик зданий исключительно живописный.
Небольшие горные поселения, например, Бичесари, Льортс, Паль, Ос де Севис, почти полностью состоят из старинных построек. Большинство поселений сохранили небольшую центральную часть с исторической застройкой или ее фрагментами, окруженную новыми зданиями, построенными преимущественно вдоль дороги. Таковы Канильо, Сольдеу, Эль Тартер и другие. Своим развитием они обязаны горнолыжному туризму.
Новые постройки – это отели и жилые дома с первыми этажами, используемые для торговли. По величине они заметно отличаются от исторических зданий, достигая шести-семи этажей и значительных размеров в длину. Современные постройки роднит с историческими простота форм, устройство скатных крыш, но главное – строительный материал. Стены их сложены из природного камня или облицованы им, а кровли выполнены из того же сланца. Монотонная поверхность стен оживляется деревянными элементами: традиционными перемычками дверных и оконных проемов, ставнями, выступающими подкровельными конструкциями, балконами. Последние, кстати, не характерны для старинных андоранских построек и явно заимствованы из архитектуры альпийского региона.
Масштабное несоответствие старых и современных построек вблизи сглаживается за счет повторяемости деталей. При восприятии издали и сверху разномасштабность застройки выглядит довольно естественно, если только она не становится слишком контрастной, как в Канильо, где построен огромный спортивный комплекс с односкатным покрытием. Это сооружение явно диссонирует с остальной застройкой, несмотря на традиционную сланцевую кровлю.
Основным приемом, обеспечивающим местное своеобразие и цельность облика небольших андоранских поселений, является использование традиционных строительных материалов. Преобладающая в застройке единая цветовая палитра органично сочетается с окружающим ландшафтом.
Одной из достопримечательностей Каталонии является поселение Рупит. Кроме извилистых улиц, проложенных по застывшей вулканической лаве, поселение очаровывает плотной застройкой XVII – XVIII вв., состоящей из жилых двух-трех этажных домов, над крышами которых возвышается колокольня церкви.
Архитектура построек Рупита достаточно проста: преобладают прямоугольные объемы с симметричными и асимметричными двухскатными покрытиями. Стены домов выложены из тесаного камня, для обрамления и перемычек проемов использованы крупные блоки, дерево применено только для устройства подкровельных конструкций и балконов. Дома, построенные богатыми владельцами, покрыты черепицей. Строения попроще имеют кровлю из грубых каменных плиток, уложенных подобно черепице.
Среди исторической застройки кое-где заметны современные включения, на окраине поселения большой участок застраивается новыми жилыми домами. Строящиеся или недавно построенные здания почти в точности копируют исторические образцы, соответствуя им по масштабу, внешним архитектурным формам, строительному материалу и устройству деталей. Причем в качестве их покрытий используется даже не черепица, а более колоритная каменная кровля. Деревянные бруски, расположенные на самых видных местах, специально обработаны вручную и имеют неровные поверхности.
Современные здания выделяются в массе исторической застройки Рупита лишь новизной материала, еще не успевшего потемнеть и приобрести патину времени. Тем самым достигается полная однородность облика поселения.
Майрхофен – один из многочисленных малых исторических городов Австрии, расположенный в провинции Тироль. Майрхофен хорошо сохранил историческую планировку, образованную плотной сетью улиц. В застройке преобладают двух-трех этажные дома, поставленные отдельно каждый на своем участке. Значительная часть их относятся к XIX – началу ХХ в., встречается много современных построек.
На первый взгляд архитектура Майрхофена очень разнообразна. При внимательном рассмотрении в ней можно выделить ряд характерных особенностей. Основу здания составляет прямоугольный объем под двухскатным покрытием. У наиболее старых построек он вытянут, и включает хозяйственные помещения. Жилую половину на уровне второго этажа огибает узкий открытый или частично закрытый балкон-галерея, прикрытый большим свесом крыши. Балкон мог быть и на третьем этаже, умещавшимся в подкровельной части. По бокам нередко пристраивались входные или дополнительные хозяйственные помещения.
На примере Майрхофена можно увидеть, как использовались и преобразовывались традиционные для жилых домов архитектурные приемы в течение последних полутора столетий. Самые старые постройки отличаются наиболее лаконичными решениями, которым свойственна симметрия относительно продольной оси. Они могли иметь балкон только на главной торцевой стене, обращенной к улице. Сельские старинные дома, встречающиеся в большом числе на склонах гор, построены полностью из дерева. Для города более характерно сочетание каменного первого этажа и деревянного верха.
Наиболее сложными решениями отличаются здания начала ХХ в. Время их постройки определяется по написанным датам. Каменная и деревянная части соединяются не по прямой: в уровне одного этажа могут быть стены из разного материала. Усложняются решения балконов. Они охватывают жилую часть с трех сторон. На фасадах появляются эркеры, в том числе угловые многогранные. Общая симметричная композиция здания сохраняется, но асимметрия в деталях создает очень живописный внешний облик. Некоторые дома изобилуют резными декоративными элементами.
В современных постройках наблюдается упрощение в деталях, но более свободные общие архитектурные решения. В композиции здания по-прежнему доминирует прямоугольный объем с массивной крышей. По бокам к нему пристраиваются гаражи, крыльца, террасы. Развитее получают членения по вертикали. Разнообразие достигается различным сочетанием дерева и камня, различным устройством балконов. Есть постройки, где многоярусные балконы занимают почти все фасады. Достаточно свободно отношение к строительному материалу. Немало домов построенных полностью из камня, где почти нет деревянных деталей. Деревянные части зданий окрашиваются по-разному: под старину в очень темный цвет или в светлый, иногда встречается сдержанная раскраска. Нередко дерево остается вообще не крашенным и темнеет естественным образом.
Каждое здание, отличаясь своим индивидуальным обликом, обладает общими для всех построек чертами, что и создает впечатление целостности архитектурно-художественного облика поселения, несмотря на разновременность застройки.
Таким образом, на рассмотренных примерах можно отметить несколько подходов к сохранению исторического облика поселений: копирование исторических образцов, сохранение масштаба застройки, повторение наиболее выразительных архитектурных признаков, использование традиционных строительных материалов. Буквальное копирование исторических образцов, которое мы видим в Рупите, признаться, создает ощущение искусственности. В жизни так не бывает, чтобы одинаково строили в XVII и в ХХ в. К тому же соседство копий с подлинными постройками умаляет значение и ценность последних, как бы отрицая их неповторимость.
При более свободном внедрении объектов нового строительства в историческую застройку, как видим, допускается разномасштабность при единстве строительного материала или, наоборот, при сохранении единого масштаба использование различных материалов. При этом четко видится разница старого и нового, но сохранение характерных особенностей определяет художественное и стилистическое единство застройки. Исторические здания выступают не только в роли образцов для подражания, но служат источниками творческих поисков и переработок. Архитектура поселения органично сочетает традиционность и новизну. С этой точки зрения наиболее интересными и удачными представляются австрийские примеры.