БИБЛИОТЕКА
Эпическая быль. Архитектура и ландшафты Русского Севера в работах Ю. С. Ушакова
Памятники русского деревянного зодчества – это не только объекты культурного наследия, свидетели прошлого, образцы уникальной строительной культуры, но и прекрасные произведения искусства. Их удивительная красота слагается из архитектурных форм, пропорций, сочетания с традиционной сельской застройкой и природным окружением. Именно эта совокупная красота северорусских поселений поражала и увлекала всех, кто бывал на Севере и занимался исследованием памятников культуры.
Однако архитектура в ландшафте и сами ландшафты со временем меняются. Первые изменения в архитектуре, касающиеся упрощения форм, безвкусной отделки или даже сноса старых зданий, с тревогой отмечали еще дореволюционные исследователи Севера. Забвение деревянных храмов в советское время наложило на них свой отпечаток в виде разрушений, хотя застройка сел и деревень во многом сохраняла свой традиционный облик. Послевоенные годы принесли начало реставрационных работ на деревянных памятниках, но вскоре началась ликвидация и запустение малых деревень, в которых оставалось много деревянных церквей, часовен, ценных жилых и хозяйственных построек. Но жизнь в северорусских поселениях долго сопротивлялась разрушению и опустошению. Старые здания, обветшавшие и заброшенные, еще стояли крепко благодаря тому, что в свое время были очень добротно построены. Даже в нежилые деревни люди приезжали на сенокос, и таким образом сохранялся культурный ландшафт.
Именно в таком состоянии Юрий Сергеевич Ушаков и застал Русский Север. Перед ним раскрылась удивительная былинная красота северной деревни, но уже в заметно увядающем состоянии. В это же время изучением и реставрацией памятников деревянного зодчества активно занимались архитекторы-реставраторы Б.В. Гнедовский 1, А.В. Ополовников 2, Л.Е. Красноречьев 3, В.А. Крохин. Правда, они сосредотачивали внимание главным образом на архитектуре, на конструкциях, на декоративных деталях. Многие памятники перевозились в музеи, и перед архитекторами в соответствии с тенденциями того времени стояли задачи раскрытия их первоначального облика. Это требовало пристального поиска следов утраченных частей, анализа строительной истории памятника, то есть тщательного исследования собственно объекта.
Юрий Сергеевич воспринимал памятники деревянного зодчества по-иному. Ему, конечно же, были интересны архитектурные и конструктивные особенности, но главное было в том, как объекты расположены в окружающем ландшафте, как они соотносятся между собой по масштабу, какую образуют пространственную композицию, какие ракурсы раскрываются с разных точек зрения, чем обусловлена эта невыразимая красота традиционного поселения Русского Севера.
Научный интерес Ю.С. Ушакова выражался в изучении планировок северорусских поселений, взаимосвязи застройки и ландшафта. Структуру любого поселения определяет система связей и доминант. Для города это проспекты, магистрали, кремли, храмы или дворцы на площадях. В структуре городов, особенно крупных, над природной основой обычно преобладает регулярность. В сельском поселении, наоборот, направление улиц и расположение ориентиров в значительной мере определяется природной ситуацией. К тому же на Севере исторические дороги это реки или озера. Обычно очертания их берегов и служат основой планировки. Пространственная организация сельского поселения строится на органичной и мягкой взаимосвязи природного и рукотворного.
Юрий Сергеевич тонко чувствовал красоту и гармоничность северорусского села, где природный ландшафт, окультуренный человеком, и постройки составляли единый ансамбль. Северные ансамбли в то время еще стояли во всей своей красе. Хотя, к сожалению, во многих случаях застройка северорусских сел и деревень понесла уже утраты. Там, где возвышались величественные храмы, лежали пепелища и руины, поредели в прошлом стройные и плотные ряды жилых домов.
Юрий Сергеевич Ушаков поставил перед собой задачу изучить пространственную организацию деревень, проанализировать композиционные закономерности расположения общественных центров, закономерности взаимосвязи высотных храмов и рядовой застройки, понять особенности формирования ценных видовых раскрытий доминант и села в целом. Для этого приходилось замерять и фиксировать имеющуюся ситуацию в натуре, выявлять местоположение утраченных построек, воссоздавать пространственные и зрительные взаимосвязи. Обратим внимание на методы измерений. Юрий Сергеевич не пользовался рулеткой, расстояния он измерял шагами, общую планировочную организацию зарисовывал «на глаз». Это понятно и естественно. Для того чтобы охватить и увидеть целое точные измерения не нужны, они бы только отвлекали от главного и запутывали бы в мелочах. Огромное, великое и прекрасное исследуется методами широкого обобщения.
Итогом работы Юрия Сергеевича стала книга, посвященная пространственной организации северорусского села 4. Взвешенный аналитический научный текст сопровождается графическими материалами. Это рисованные планировочные схемы поселений с отображением доминант, направлений улиц и основных дорог и рисунки ценных видовых раскрытий. Фотографии никогда бы так верно и живо не передали бы красоты ракурса и духа места. На рисунке чуть-чуть преувеличен рельеф, заострен выразительный зигзаг дороги или береговой линии, подчеркнут силуэт храма и окружающих его деревьев. Взгляд художника позволяет выявить то главное, о чем идет речь в рассказе, что является предметом исследования и что в итоге составляет ансамбль северорусского поселения и определяет его образные характеристики.
Графические работы Юрия Сергеевича кроме научного значения имеют и самостоятельную художественную ценность. Продолжая традицию художественных работ В.В. Суслова, В.А. Плотникова, И.Я. Билибина, И.Э. Грабаря, они раскрывают эстетические качества ландшафта и архитектуры Русского Севера. В рисунках и акварелях Ю.С. Ушакова перед нами предстает ансамбль северорусского села в своей безвозвратно уходящей красоте, и от этого особенно щемяще прекрасный. Художественные работы Юрия Сергеевича являются, безусловно, значительным вкладом в сокровищницу русского изобразительного искусства.
Традиции русского деревянного зодчества и пространственная организация поселений изучаются с целью познать опыт прошлого, каким образом формировалась гармоничная среда обитания, в которой люди жили и трудились многие века. Эта среда уже не имеет аналогов в современности. Жизнь радикально изменилась, но принципы гармоничной пространственной организации села или города актуальны и сегодня. Более того, они универсальны и применимы для архитектурно-градостроительной практики любого времени. Ю.С. Ушаков писал об этом и оставил нам наглядные пояснения и указания в своих работах.
Нынешнее состояние северорусских поселений плачевно. Кроме многочисленных утрат памятников деревянного зодчества, деградировал культурный ландшафт. Население сократилось в несколько раз. Некому обрабатывать землю, некому жить в добротных деревянных домах, некому молиться в храмах. Процесс запустения Русского Севера, похоже, необратим. Традиционная среда сохраняется в музеях под открытым небом, в отдельных исторических деревнях или даже в отдельных владениях. Это крупицы культуры в огромном заброшенном и одичавшем пространстве.
Однако сейчас именно эти отдельно сохранившиеся исторические поселения и уцелевшие памятники деревянного зодчества продолжают определять культурную ценность и привлекательность Русского Севера. Научное и художественное наследие Юрия Сергеевича Ушакова напоминает нам о возможном жизненном и духовном подъеме.
Литература
1Памятники народного деревянного зодчества в творчестве Бориса Гнедовского: 40 лет в реставрации. 1948–1988 / авт.-сост. Э. Д. Добровольская. — М. : Пробел, 2000. — 86 с.
2Ополовников А. В. Сокровища Русского Севера / Ополовников Александр Викторович. — М. : Стройиздат, 1989. — 368 с.
3Красноречьев Л. Е. Исследование и реставрация памятников деревянного зодчества : По опыту работ в Новгородской области / Красноречьев Леонид Егорович. — СПб. : Дмитрий Буланин, 1999. — 60 с.
4Ушаков Ю. С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера / Ушаков Юрий Сергеевич. — Л. : Стройиздат, 1982. — 168 с.
Опубликовано:
Архитектурное и градостроительное наследие: материалы Межрегиональной научно-теоретической конференции, посвящённой 90-летию доктора архитектуры, профессора, лауреата государственной премии РСФСР по архитектуре Ю. С. Ушакова; СПбГАСУ. – СПб., 2018. С. 6-9.