ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ
Казанская церковь в селе Сурушино Кувшиновского района Тверской области
Казанская церковь в селе Сурушино была построена в 1709 г. Это небольшой клетский храм с двухскатным покрытием основного объема, пятистенным алтарным прирубом и трапезной, по ширине уступающей срубу молитвенного помещения.
Казанская церковь пережила не менее двух реконструкций. В первой половине XIX в. была удалена галерея, вместо нее перед входами появились притворы и стены получили обшивку. Второй ремонт начала ХХ в., по-видимому, сильно не повлиял на изменение внешнего облика здания, не считая появления металлической кровли.
Наиболее яркой особенностью памятника является северный резной портал. Толстые косяки снаружи вырезаны уходящими вглубь ступенями. Внутри косяки гладкие, а верхняя перемычка имеет заплечики с резьбой по нижнему краю. Известно немало резных порталов в деревянных церквях Вологодской и Архангельской областей. Во многих из них по-разному переработаны формы каменных перспективных порталов. Портал в Сурушино, надо сказать, не похож ни на один из них.
В 1974 – 1976 гг. было выполнено обследование памятника и разработан эскизный проект реставрации под руководством И.Н. Шургина, который остался неосуществленным. Последние годы памятник считался уже утраченным. В 2005 – 2006 гг. были сделаны дополнительные обследования Казанской церкви, находившейся в полуразрушенном состоянии. В результате этого выявлены новые детали, сделаны обмерные чертежи и графические реконструкции первоначального облика. Материалы представлены в публикации (Бодэ А.Б. Казанская церковь в селе Сурушино Тверской области. Утрата памятника // Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия. Вып. 2. СПб. – М., 2011.)
Памятник в Сурушино разделил судьбу многих русских деревянных церквей. Это страшная проблема и беда отечественного культурного наследия. Однако и раньше деревянные церкви сгорали и разрушались. На их месте вновь возводились храмы, иногда перенимая формы предшествующих построек, иногда привнося какие-то архитектурные новшества. Традиции не угасали и творчески обновлялись.
В наше время тоже строится не мало новых деревянных церквей. Их создатели явно ориентируются на традиции деревянного зодчества, однако часто архитектурные решения вновь выстроенных храмов безнадежно далеки от традиций. Особенно это заметно в деталях. Не хватает знаний, опыта работы с деревом, да и просто художественного вкуса. Не лучше ли в подобных ситуациях делать копии утраченных памятников, архитектура которых оказалась счастливо зафиксированной на бумаге, например, таких как Казанская церковь в селе Сурушино?