ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ
Сретено-Михайловская церковь в урочище Красная Ляга Каргопольского района Архангельской области. Исследования и работы по сохранению
Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, 10-04-18014е
Сретено-Михайловская церковь в бывшей деревне Красная Ляга Каргопольского района – один из самых выдающихся памятников деревянного зодчества. Это своего рода знаковый объект, отражающий всю трагичность сегодняшней жизни Севера и шире – всей российской провинции. Исчезло поселение, земля не используется, люди ушли, и только древняя церковь упрямо возвышается к небу. Посещение Красной Ляги никого не оставляет равнодушным. Это место – поистине завораживающее: церковь одиноко стоит посредине поля, окаймленного дальним лесом, от деревни не осталось и следа. Здесь ощущается молчаливое, освобожденное от житейской суеты предстояние Богу.
Какой духовной и физической силой обладали люди, построившие столь грандиозный храм на относительно небольшом сельском погосте! А ведь в XVII веке рядом стояла еще одна шатровая церковь Рождества Богородицы, предназначенная для служб в зимнее время. В прошлом Красноляжский приход включал окрестные деревни Кучепалду, Максимовскую и Часовенскую. По данным середины XIX в. в Красной Ляге было 30 дворов, в которых проживал 191 человек. В деревне Кучепалда жило 469 человек, в Максимовской – 148 человек, в Часовенской – 9 человек. Сейчас постоянно здесь не живет никто.
В 2010 году по гранту РГНФ были проведены историко-архитектурные исследования памятника, включавшие натурные обследования, архитектурные обмеры, сбор архивных данных. Итогом этой работы стал ряд публикаций, основая из которых – брошюра «Сретено-Михайловская церковь в Красной Ляге». В результате исследований была раскрыта строительная история памятника, выявлены реконструктивные этапы, определен первоначальный облик.
Сретено-Михайловская церковь в основе представляет собой восьмерик с двумя прирубами с востока и запада. Восьмерик покрыт шатром, в основании которого устроен небольшой постамент. Над алтарным прирубом возвышается бочка, притвор имеет простое двухскатное покрытие. Церковь стоит на белокаменном ленточном фундаменте. Стены имеют обильно декорированную обшивку. По всем сторонам восьмерика устроены в два яруса одинаковые по величине высокие окна, внутри восьмерика образуется высокое двухсветное пространство.
Реконструктивная история памятника прослеживается с 1842 г., когда был составлен проект перестройки.1 Судя двум архивным планам, первоначально церковь имела галерею-паперть, огибавшую здание с трех сторон. На галерею вели два крыльца, южное было на два всхода. На северной и южной стене восьмерика были дверные проемы. На проектном чертеже изображено здание с удаленной папертью и устроенным новым входом. Притвор, раньше соединявшийся с молитвенным помещением, теперь отделен от него стеной. Внутри него устроена лестница.
Результаты этой перестройки мы видим на фотографии конца XIX в., хранящейся в Каргопольском музее. На южной стене восьмерика прочитываются следы удаленной паперти. Частично заложен дверной проем, на его месте устроено окно. Первоначальные сдвоенные и одинарные небольшие окна сохранилось на северной стене алтаря и на восьмерике. Судя по высоте крыльца, лестница, как и предполагалось, была устроена внутри притвора. Снаружи – скромное крыльцо, лишенное той парадности, что предусматривалась в проекте.
Очевидно, что к концу XIX в. назрела необходимость капитального ремонта здания, что и было произведено в 1894 – 1895 гг. Срубная часть здания была перебрана и собрана в основном из старого материала в течение 1894 г., о чем имеется соответствующая документальная запись [5].2 После реконструкции церковь стала однопрестольной и была заново освящена в честь Архистратига Михаила.
В процессе обследования было выявлено много следов различных утраченных элементов. О переборке срубов напоминает маркировка бревен. Стены сложены из старых бревен толщиной до 40 см, с внутренней стороны они не отесаны, за исключением алтарного прируба. В некоторых местах можно увидеть новые вставки, которые были сделаны для усиления конструктивных связей старого сруба в местах бывших проемов. Полностью сохранилось первоначальное бочечное покрытие алтарного прируба. В его завершении имеются врубки от четырех стоек, которые служили конструктивной основой первоначальной главы. На боковых стенах восьмерика, где были проходы на галерею, по бокам существующих окон видны глубокие затески, по которым можно определить размеры бывшего дверного проема. Заметно, что он не соответствует существующему уровню пола. Первоначально пол находился на 1 м выше. Примерно в полуметре над ним прочитывается след от пристенной лавки. На юго-западной и северо-западной стене восьмерика были длинные окна-щели, сделанные для того, чтобы с галереи можно было наблюдать за службой. Галерею поддерживали кронштейны-выпуски перерубов под полом и выпуски бревен стен западного прируба. Остатки срезанных выпусков-перерубов сохранились под наружной обшивки.
Обшивка стен перегружена эклектичным декором и совершенно не соответствует первоначальному архитектурному решению. С другой стороны, утрата галереи, частичное изменение форм покрытий, устройство больших окон сформировало уже иной, далекий от первоначального архитектурный облик, составляющей которого стала и обшивка. Во всяком случае, она уже неотделима от этого памятника.
Итак, Сретено-Михайловская церковь в своем первоначальном виде представляла собой хорошо известный тип восьмигранного в основании шатрового храма с двумя прирубами и огибающей его с трех сторон галереей. В процессе обследования выявлено, что памятник прошел три строительных этапа:
1. Классический восьмериковый храм с шатровым завершением, где монументальный основной объем был окружен галереей на консолях с двумя крыльцами (1665 – 1840-е годы).
2. Такое же решение, но без галереи и с одним упрощенным крыльцом. Внутри западного прируба устроена лестница и стена, отделяющая его от молитвенного помещения (1840-е – 1894 год).
3. Перебранный восьмерик с прирубами остался в габаритах XVII в. Из первоначальных покрытий сохранилась только бочка алтаря. Шатер и покрытие притвора были сделаны заново. Перестройка сопровождалась устройством ярко раскрашенной декоративной обшивки стен, новых окон и нового крыльца (с 1895 года)
Восьмигранные в основании храмы считаются одними из древнейших в русском деревянном зодчестве. Этот тип церквей получил наибольшее распространение в бассейне Северной Двины. В Поонежье восьмигранные шатровые храмы известны только в верхнем и среднем течении. Сретено-Михайловская церковь остается единственным на Онеге подобным памятником, ведущим свою историю с XVII в.В 2011 – 2012 годах на средства, предоставленные общественной организацией «Общее дело», были произведены первоочередные противоаварийные работы, направленные главным образом на устранение протечек кровли. Работы проводились онежскими плотниками В.И. Казаковым, С.В. Головченко и В.Н. Рогачевым по проекту и в установленном порядке на основании разрешения Министерства культуры Архангельской области.
Дальнейшие работы по приведению в порядок Сретено-Михайловской церкви продолжились в июле 2014 года. Они проводились поистине на народные деньги, сбор которых был объявлен полгода назад на сайте Соборы.ру. Работы проводились в установленном порядке с разрешения Министерства культуры Архангельской области. На объект была приглашена большая бригада плотников под руководством Д.А. Соколова, имеющего немалый опыт работ на памятниках деревянного зодчества Каргополья. Организационную работу осуществлял М.В. Ильин, один из модераторов сайта Соборы.ру. Деятельное участие и неравнодушие к делу проявили многие жители Каргополя и села Печниково. В итоге удалось восстановить пол и потолок в алтаре, полностью заменить крышу притвора, отремонтировать конструкции и декоративные детали на стенах, восстановить крест над входом. Работы выполнены профессионально и добросовестно с высоким качеством.
В 2016 г. были произведены работы по установке креста на основной главе. Для этого пришлось возвести систему трапов по шатру и леса вокруг главы. Когда получили доступ к главе и разобрали ее верхнюю часть, выяснилось, что осевой столб прогнил на значительную высоту. Была произведена очень сложная и опасная операция по его замене без разборки главы. В итоге установили крест, срастили его с новой мачтой, свели к мачте журавцы и верхнюю часть главы временно покрыли рубероидом. В основании креста восстановили яблоко, но пока не покрыли его железом, как это было исторически. Конструкции главы, сделанные в 1894 г. с использованием старого материала неряшливо и непрочно, находятся в очень плохом состоянии. Поэтому восстанавливать покрытие металлом по такой основе сейчас нецелесообразно. Внутри главы пока установили укрепляющие раскосы и стяжки. Кстати глава над алтарем сделана таким же образом и нуждается в укреплении и ремонте.
Работы производились плотниками В.И. Казаковым, Г.В. Смирновым, большую помощь оказывали добровольцы.
Таким образом, наметились работы и на следующий год. Мы планируем восстановить крест и на алтарной главе, покрыть обе главы металлом, предварительно отремонтировав конструкции глав.
В 2017 г. были отремонтированы конструкции центральной главы. Для этого глава была разобрана и все поврежденные элементы были заменены новыми, изготовленными по образцу старых. Глава была покрыта металлом с полимерным покрытием под старое железо. Такое решение продиктовано нынешним состоянием стен, когда былая яркая раскраски уже давно выцвели, и храм стал серебристо-серым. Изначально глава, скорее всего, была покрашена зеленой краской. Соединение листов стоячими вертикальными фальцами и лежачими горизонтальными в точности повторяет исторический образец.
Также были произведены замены сгнивших досок обшивки барабана, в том числе резных подзоров. Новые элементы были покрыты составом: лессириующий антисептик Тиккурила Валтти колор (цвет северный олень). Эта обработка предохраняет дощатые элементы от увлажнения и придает поверхности вид старого дерева. Таким же составом в прошлом году был обработан и крест.
Демонтаж лесов отложен до следующего года, поскольку кровельные работы завершались уже в ноябре, и погодные условия ничего более уже делать не позволяли.
1Национальный архив Республики Карелия. Ф. 25. Оп. 15. Д. 45/1021. Л. 50.
2Национальный архив Республики Карелия. Ф. 25. Оп. 20. Д. 9/94. Л. 83.