ЭКСПЕДИЦИИ

Нижняя Онега. 18 – 23 июня 2016 года

Экспедиция была организована модераторами сайта «Соборы.ру», маршрут разработан архитектором С.Ю. Поповым. Прохождение маршрута включало сплав на рафте. В программу входило посещение, как широко известных памятников деревянного зодчества, так и малоизвестных. Мы побывали в Турчасово, Большой Фёхтальме, Канзапельде, Кялованге, Чёшьюге, Пияле, Воймозере, Большом Бору, Поле, Сырье, Мондино, Каменном, Карельском, Пороге, Подпорожье, на Кий острове, в Ворзогорах, Малошуйке, Вирме. В ходе поездки, насколько позволяло время, были произведены архитектурные обмеры некоторых объектов. Конечно, это были весьма беглые и поверхностные обследования, но даже они показали, насколько малоизучены деревянные памятники и сколько нового открывается в их архитектуре и строительной истории.

Турчасово

Преображенская церковь 1786 г. относится к поздним кубоватым храмам, традиция строительства которых идет, насколько это известно, с последней трети XVII в. Церкви с кубоватыми завершениями составляли характерную особенность деревянного зодчества Поонежья и побережья Онежской губы Белого моря. Преображенская церковь отличается сложной структурой плана, сформировавшейся на основе креста, и выразительным объемным решением с завершением девятью главами. По вместительности и высоте интерьеров это одна из самых больших русских деревянных церквей.
В 1869 г. церковь ремонтировалась с переборкой. Основные ее формы, видимо, остались без изменений. Интересно, что внутри трёхлопастной бочки, завершающей алтарную часть, находятся конструкции трёх малых бочек над каждым престолом. Похоже, что первоначально выпуски бревен этих бочек прочитывались на восточной стене, образуя иную, нежели сейчас композицию фасада.
Колокольня в Турчасово, датируемая 1793 г., первоначально имела вероятно шатровый верх. Известно, что шатры на поонежских и поморских колокольнях в XIX в. часто заменялись куполами со шпилями. Турчасовская колокольня в начале ХХ в. перебиралась под руководством архитектора А.А. Каретникова. Видимо тогда же внутрь сруба была вставлена каркасная конструкция с раскосами, препятствующая возможным деформациям. При этом была учтена и усадка сруба. Подобный опыт сочетания сруба и каркаса интересен для сегодняшней практики сохранения деревянных памятников.
Ансамбль в Турчасово в прошлом включал и Благовещенскую церковь 1795 г. Это был один из самых крупномасштабных храмовых комплексов, известных на Русском Севере.

Пияла

Вознесенская церковь 1654 г. относится к лучшим памятникам деревянного зодчества. Вместе с колокольней и утраченной Климентовской церковью она составляла один из знаменитых онежских «тройников». Это самая высокая из сохранившихся русских деревянных церквей. Ее высота (до основания креста) сейчас составляет 44 м, а раньше, учитывая, что сруб просел и опустился за счет сгнивших нижних венцов, была еще больше. Первоначально основной крещатый сруб храма был окружен с трёх сторон галереей на консолях, которые хорошо сохранились под полом. Причем с западной стороны галерея была двухэтажной с выходом на хоры. В XIX в. галерея была удалена и вместо нее было сделано обширное помещение с двумя дополнительными престолами. Впечатляет конструкция рубленого шатра с системой внутренних связей. На основании выполненных обмеров сделана ориентировочная графическая реконструкция первоначального облика Вознесенской церкви.
Состояние этого уникального памятника внушает тревогу. Несколько лет назад был разработан проект его реставрации, но похоже, что это были попусту потраченные средства, т.к. проект не находит никакой реализации, между тем здание церкви нуждается в неотложном проведении противоаварийных работ. Необходимо устранить протечки кровли на притворе, на бочках и на полицах шатра. Если этого не сделать в ближайшее время, мы рискуем потерять и этот памятник.
Под угрозой разрушения находится и колокольня 1700 г. Это очень интересное по архитектуре сооружение, неоднократно перестраивавшееся. Угол ее сруба нависает над подмываемом берегом Онеги. Укрепление угла возможно путем устройства валунного контрфорса с армированием винтовыми сваями.

Воймозеро

Пятницкая церковь в деревне Воймозеро нередко датируется 1864 г. Однако эта дата очевидно фиксирует не строительство здания, а его реконструкцию. Первоначально, видимо, в XVIII в. это была часовня, состоявшая из основного сруба, завершенного шатром и невысокой трапезной. При реконструкции к основному срубу пристроили алтарь, а трапезную расширили на запад и надстроили колокольню.
Пятницкая церковь и поныне сохраняет облик часовни, поскольку шатровые церкви обладали значительно большими размерами. Шатровые часовни на Севере сохранились только в деревнях Хаврогоры (Часовня), Середней и Елюге – так, что часовня-церковь в Воймозере несомненно относится к уникальным памятникам деревянного зодчества.

Подпорожье (Жеребцова гора)

Некогда здесь возвышался великолепный ансамбль, от которого осталась одна Владимирская церковь 1757 г. По архитектуре она очень похожа на церковь в Турчасово, отличаясь от нее меньшими размерами. Покрытие алтарной части также представляет собой систему бочек. Подпорожская церковь отличается шатриками над бочками, которые являются упрощенными повторениями шатровых башенок Успенского собора 1695 г. в Онеге (Терентьева А.А. Деревянный собор во имя Успения Богоматери в городе Онега // Деревянное зодчество. Вып. III. М. – СПБ., 2013. С. 156-170).
Сруб Владимирской церкви имеет значительные деформации и повреждения гнилью в местах протекания кровли. Для этой церкви также разрабатывался проект реставрации, но и он остался в архивах Минкультуры. Сейчас единственная возможность сохранения этого памятника – поддержание консервационных кровель на наиболее ответственных участках (полицы, ендовы и все пологие поверхности).

Кий остров

Всехсвятская кладбищенская церковь 1661 г. является практически неизученным памятником. Она долгое время использовалась домом отдыха как жилье и поэтому поддерживалась в исправном состоянии. Недавно здание вновь преобразовали в церковь. Внутри была удалена обшивка, перегородки, потолки и открылась удивительная картина – мы увидели очень много деталей, относящихся к XVII в.
Обращает на себя внимание основной сруб и алтарь, сделанные без повалов. При этом верхняя часть сруба не перестраивалась, рубленое покрытие из частых слег – явно первоначальное. Покрытие паперти было односкатным. От него остались гнёзда балок на западной стене. Сохранились продольные балки потолка, в пазы которых вставлялись доски «в ёлку». Имеются следы от другого более высокого потолка. По-видимому, замысел строителей менялся в процессе работы. Первоначальные окна сохранились на южной стене алтаря и на западной стене основного сруба над крышей паперти. По бокам одного из северных окон имеются следы от заплечиков более старого сдвоенного окна. Великолепен портал, сохранившийся практически без изменений. Он сделан из толстых брусков и снаружи украшен резьбой. По сторонам дверного проема расположены забитые окна-смотровые щели, сквозь которые можно было наблюдать за службой из паперти. На восточной стене алтаря прекрасно сохранилось маленькое «волоковое» окно, изнутри закрывавшееся задвижкой. Первоначальные небольшие окна остались и на паперти. Вдоль стен просматриваются следы от лавок. Первоначально существовавшая солея исчезла солея исчезла, видимо, в результате приспособления здания. Глава, зафиксированная на старой фотографии, ныне утрачена. Проведенные общие обмеры и наблюдения позволили выполнить примерную графическую реконструкцию первоначального облика. Перед нами предстает довольно непривычная деревянная церковь со срубом без повала и особенно крупной главой. Ее облик перекликается с каменными храмами.
Всехсвятская церковь еще ждет своего полноценного исследования. Отрадно, что сейчас она хорошо укрыта, законсервирована и в таком виде может сохраняться достаточно долго.

Ворзогоры

В селе сохранился замечательный ансамбль, состоящий из Никольской церкви 1636 г., капитально перестраивавшейся в XIX в., Введенской церкви 1793 г. и колокольни XVIII – XIX вв. Силами общественной организации «Общее дело» по инициативе священника Алексея Яковлева несколько лет ведутся работы по восстановлению ворзогорских церквей. Все начиналось с противоаварийных работ, но затем дело переросло в настоящую реставрацию. Первой была приведена в порядок Никольская церковь, на которой было восстановлено величественное пятиглавие. Сейчас на очереди Введенская церковь, в свое время также обезглавленная. В ее срубе заменены нижние венцы, сделана новая кровля. Во время посещения села нами были произведены обмеры верха, которые должны послужить основой для проекта воссоздания глав.
Результаты работ в Ворзогорах показывают, как при разумном и рациональном расходовании средств, можно реставрировать и сохранять памятники деревянного зодчества.
Еще нельзя не обратить внимание на большой двухэтажный амбар в Ворзогорах, одиноко стоящий рядом с дорогой. Судя по состоянию бревен, он был построен никак не позднее XVIII в. Сейчас подобные сооружения являются уже большой редкостью.


* * *

Осуществленная поездка, задумывавшаяся как ознакомительная, дала очень интересные и новые материалы по памятникам деревянного зодчества Русского Севера. Съемки, производимые с коптера, позволили увидеть состояние кровель на осматриваемых храмах. Оценка состояния каждого памятника подводит к планированию противоаварийных работ, которые при возможности необходимо произвести в ближайшее время.

   
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика